В поисках амшенских армян в Амшене
После восхождения на гору Качкар отправляемся в Амшен. Эта область находится на склонах горы Качкар, обращенных к морю. Когда-то эта местность была населена армянами. Сейчас же там проживают представители разных народов, но остались также потомки этнических армян, которых в XVIII-XIX веках насильно обратили в ислам.
По свидетельству армянского историка Гевонда, в VIII веке примерно 12000 человек из Котайкской и Арагацотнской провинций Великой Армении не выдержали давления арабов и покинули Армению во главе с Абасом Аматуни и его сыном Амамом. Они основались в Понте, который входил в состав Византийской империи.
Византийский император Константин с радостью принял армян и поселил на разных землях. Он также подарил армянским нахарарам (нахарар – это армянский дворянский титул) город Тамбур, который вскоре из-за войн был разрушен до основания. Хамам Аматуни восстановил его и назвал Амамшен (Амшен), что значит построенный Амамом.
Княжество, основанное Амамом Аматуни, просуществовало вплоть до XV века. Оно имело статус полунезависимого региона в Византийской империи, а затем и в Понтийском царстве.
После создания Османской империи армян и других христиан начали притеснять, применялась политика нетерпимости, которая часто приводила к военным действиям.
Власти Османской империи пытались всячески обратить население в ислам. Так, с середины XIX века амшенские армяне начали эмигрировать в прибрежные районы Российской империи.
Таким образом, армянское население этого региона разделилось на две части:
- обращенные в ислам амшенские армяне, населяющие понтийский берег Турции,
- амшенские армяне-христиане, живущие в абхазских и русских прибрежных районах Черного моря.
Амшенские армяне
Посмотрев крепость Зил, мы отправились на поиски амшенских армян. Мы немного расспросили местных и узнали, что должны поехать в Чемлихемшин (Верхний Амшен). Чтобы добраться от крепости Зил до Чемлихемшина, нужно было обогнуть целый горный хребет, то есть, нужно было доехать до берега моря и проехать к Чемлихемшину через другое ущелье. Но мы предпочли горный маршрут, так как он был короче и сулил больше приключений.
Амшенские песни
Так мы добрались до Чемлихемшина и снова принялись расспрашивать людей, но нам так и не удалось встретить армян. Тогда мы призвали на помощь амшенские песни. Мы включили в машине одну из песен группы Вова (музыканты группы – амшенские армяне) и начали интересоваться у людей, знаком ли им этот язык и знают ли они, кто поет. Мы были поражены, что жителям Амшена этот язык был абсолютно незнаком. У нас, жителей Армении, были совершенно другие представления об этой местности. Нам казалось, что все должны знать амшенский диалект.
Вечером мы добрались до гостиницы и начали искать в интернете информацию об армянонаселенных селах. Под очередным нашим постом в социальной сети Facebook нам посоветовали отправиться в Башоба, что мы и сделали на следующее утро.
В селе Башоба мы наткнулись на стройку, там работали мужчины, но к нашему разочарованию это были не армяне. Строители оказались лазами, в ответ на наши расспросы они указали в сторону красного дома, который бросался в глаза из-за своего цвета и вида. Мужчины сказали, что там живут армяне.
По дороге к этому дому мы встретили молодую пару. Парень оказался этническим армянином, но по-армянски не говорил. Мы кое-как на английском объяснили, зачем мы приехали сюда, и он решил проводить нас к красному дому.
Мы дошли до красного дома, вошли в калитку, но никого не увидели, постучались в дверь – опять тишина. Подождали несколько минут и вдруг заметили, что к дому подъезжает красный грузовик. Ясно было – хозяева дома. С фотоаппаратами наготове мы пошли к машине.
За рулем был мужчина, с ним было еще три женщины.
Пока мужчина парковался, мы пообщались с женщинами. Они очень обрадовались, когда узнали, что мы из Армении. С помощью молодого человека, на смеси английского и армянского пытались хоть как-то понять друг друга. Наверно, встреча оказалась бы очень занимательной, если бы отец семейства не вернулся, припарковав грузовик.
Он весьма грубо отправил женщин в дом, а нам сказал, что они не армяне, а мусульмане, на армянском не говорят и вообще не хотят с нами общаться.
В глазах женщины читалось сожаление. Она, вероятно, и сама не ожидала, что мужчина так бесцеремонно выпроводит нас прямо с порога.
Поиски амшенских армян продолжались, но фотоаппараты мы на всякий случай спрятали. Решили не говорить, зачем приехали и не фотографировать людей, чтобы не пугать и не отталкивать их. Ни для кого не секрет, что из-за политики Турции, национальные меньшинства часто скрывают свою этническую принадлежность.
Амшенский диалект
Мы уселись в машину, немного поднялись по главной улице села и доехали до старого моста. Рядом с мостом стоял двухэтажный дом, а перед ним сидели пожилой мужчина и женщина. Перед домом был кран. Вышли из машины, якобы выпить воды. Спросили, питьевая ли это вода, они поинтересовались, откуда мы приехали, и так слово за слово нам предложили присесть.
Это была семейная пара, муж – этнический армянин, жена – лаз. Как потом выяснилось, это была его третья жена. Разговор у нас получился очень душевный, говорили на армянском. Хотя значение многих слов нам было неясно, общий смысл мы улавливали.
Между делом мужчина сказал, что он не армянин, а мусульманин. Я пытался объяснить ему, что одно с другим не связано, что ислам – это их религия, но он по своему происхождению армянин. Я пытался аргументировать это тем, что раз мы говорим на одном языке, значит, мы оба армяне.
Однако вопрос национальности не сводится к этническому происхождению. Если человек определяет себя как амшенца или гражданина Турции, это его право, но не хотелось бы здесь об этом говорить. Видимо, мы сами в этом виноваты. Некоторые представители Армянской апостольской церкви утверждают, что если ты не христианин, то ты не армянин. Но это уже совсем другая история.
Наконец, нам удалось встретить амшенского армянина, и это уже само по себе радостное событие. Мы сфотографировались на память, очень тепло попрощались и продолжили свой путь. На выезде из села нас остановил парень и попросил подбросить его в город Хопа.
Мы спросили на армянском:
– Ты армянин?
Ответил он также на армянском:
– Да, да.
Он сел в машину, и мы всю дорогу не могли понять друг друга. Нам начало казаться, что он прикинулся армянином, лишь мы его подвезли.
Но когда мы включили одну из самых известных амшенских песен, парень начал правильно подпевать.
Тигран Шахбазян
Также прочитайте:
Гора Качкар
https://www.youtube.com/watch?v=CgwmQs2kWhc
Авторские права на эту статью принадлежат armgeo.am. Содержание статьи может цитироваться или использоваться на других сайтах только с активной ссылкой на источник.